Дело о присадках (часть 2)

КАК ЭТО БЫЛО

Первыми на свет в начале девяностых появились маслорастворимые препараты, содержащие металлоорганические соединения в молекулах, а не частицы металла. Сложные по составу и структуре, они действительно защищали двигатель, но вступали в химическое взаимодействие с маслом - и это наделяло их большим недостатком.

Следующее поколение присадок кардинально отличалось наличием ультрадисперсных частиц композиций металлов в совершенно реальной, твердой, но очень малой форме. Именно эти частицы и выполняли работу по надстройке на изношенные поверхности. В главной роли в таких препаратах выступают не "чистые" бронза, алюминий и медь, являющиеся сильнейшими катализаторами окисления, а их пассивированные сплавы. Следующий шаг вперед - прибавление к композициям металлов бисульфида молибдена, в результате чего на свет появились композиционные соединения. Его внедрение позволяет убить сразу двух зайцев, ведь он обладает шикарными противоизносными и антифрикционными характеристиками.

Ну и наконец, последние 2-3 года сверхмодными считается особая группа добавок -геомодификаторы - использующие не металлы, а частицы со сложным составом: кремний, магний, алюминий в различных соединениях. По своему составу геомодификаторы - природные материалы, напоминающие керамику.

ПРОБЛЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ…

Возвращаясь к истории об открытии эффекта избирательного переноса, необходимо отметить, что ученые, пытавшиеся применить его в двигателе внутреннего сгорания, столкнулись с большими проблемами. Ведь в моторном масле, кроме активных частиц, есть еще масса присадок из базового пакета, заложенного производителем, которые и препятствуют процессу. К примеру, моющие присадки, чье призвание - не допускать нагара на трущихся поверхностях ( и изнашиваемых) - стенках, кольцах. Отсюда - явный конкурирующий эффект, сводящий к нулю усилия разработчиков. Именно поэтому, несмотря на открытие в 60-х, применить это в ДВС удалось лишь в 1979 году, когда, кроме всего прочего, удалось получить ультрадисперсные порошки металлов.

Идеальный размер частицы - 1 микрон. Она должна быть достаточно устойчивой в композиции, которая находится в КПП или картере, и не должна выпадать в осадок, пребывая во взвешенном состоянии. Затем необходимо учитывать наличие фильтров, каналов и застойных зон, через которые она должна свободно проходить.

Когда присадка попадает в масло-носитель, оно разносит его по всему двигателю, что предполагает и то, что действовать присадка должна везде, но такого, увы, или к счастью, не происходит. Или, к примеру, почему в подшипниках скольжения эффект от реметаллизантов минимален? Все дело в гидродинамике масла. Чтобы "процесс пошел", частица должна застрять, отложиться и активизироваться. А в двигателе практически везде созданы относительно легкие условия работы и нет контакта трущихся поверхностей, которые надежно разделены смазкой. В пример можно привести только пожалуй, работу маслосъемного кольца, где в момент остановки двигателя есть лишь полусухое трение, но нет масляного клина и гидродинамики с необходимым для нее градиентом скорости. Вот и получается, что лучше всего реметаллизанты действуют в тяжелых, жестких условиях работы - в парах "кольцо-цилиндр", "кулачок-толкатель", коробках передач, где при зубчатом зацеплении создается большое удельное давление, мостах, подшипниках качения.

Текст: Александр Евштокин

Статья опубликована в журнале "Колеса" №51 за Октябрь 2001 / №51

Источник: www.kolesa.ru





Однако, в некоторых случаях необходимо более точное распределение смеси, или необходима мощность свыше 500 л.с., в этих случаях предпочтительно использовать прямой впрыск азота. ... Читать
Михаил Васильев ... Читать
Савва Симонов ... Читать
Владимир Смирнов ... Читать




Смотрите также:




Последние статьи



















Самое интересное
















Самое читаемое
















Советуем посмотреть






















Рекомендуем



















Это интересно


































    Copyright by “Про машины”
  info@crimea.webservis.ru